Самолёты

Истребитель-перехватчик F-94 Starfire

Истребитель-перехватчик F-94 Starfire

Истребитель-перехватчик F-94 Starfire - первый реактивный всепогодный перехватчик ВВС США, разработанный компанией Lockheed. Флот США — вечный конкурент военно-воздушных сил — не остался в стороне от увлечения перехватчиками и поначалу выбрал для себя самолёт Skynight фирмы Douglas. Однако высокая стоимость машины не позволила заказать крупную партию этих истребителей, и флот приступил к поискам более дешевых перехватчиков. В 1948 году такой самолёт спроектировала и построила фирма Lockheed. В основу конструкции положили учебно-тренировочный T-33A (ранее известный как TP-80C). В декабре 1948 года ВВС сделали заказ на 110 перехватчиков под обозначением F-94A.

Используя для лётных испытаний конструкции модернизированный T-33, а для испытаний РЛС, двигателя и оборудования — F-80, фирма отказалась от постройки опытного образца. Вся программа испытаний проходила на первом предсерийном самолете YF-94, который собрали всего за три месяца и одну неделю, используя 75 процентов деталей серийного T-33A с заводским номером 48-356. На самолёте установили двигатель с центробежным компрессором J33-A-33 номинальной тягой 2090 кгс. Преимуществом этого двигателя по сравнению с двигателем J33-A-35 от Т-33 было наличие форсажной камеры. Последняя давала дополнительный прирост скорости и скороподьемности. Все выходное устройство для J33-A-33 (выхлопная труба, форсажная камера и сопло) спроектировала фирма Solar. Фирма Jons McWill разработала специальный синтетический войлок «термофлекс» для теплоизоляции конструкции хвостовой части планера. При включении форсажа и традиционном для того времени впрыске воды в компрессор тяга двигателя достигала 2720 кг.

Испытания силовой установки, смонтированной на одном из F-80, проходили в апреле 1949 года в Вестингаузе. В носовой части планера разместили радиолокационный прицел фирмы Sperry А-1С массой 425 кг. Это устройство имело сканирующую антенну, которая наблюдала за определенным сектором в передней полусфере. Когда в поле зрения антенны попадала цель, на экран электронно-лучевой трубки в кабине самолёта выводилась отметка. По мере приближения истребителя к цели интенсивность отраженного радиосигнала возрастала, и после достижения ею определенной величины РЛС AN/APG-33 переключалась в режим радиолокационного дальномера. Его сигналы поступали в бортовое вычислительное устройство, вносящее необходимые поправки и включающее оружие при сближении на дистанцию открытия огня. Первые серии прицелов А-1А и А-1В не имели перечисленных выше функций и сканирующей антенны. К тому же они занимали гораздо меньше места на борту. Во время испытаний станция обнаруживала четырехмоторный В-29 (читай Ту-4) на дальности 16 452 м. Переключение в режим радиолокационного дальномера происходило на расстоянии 1100 м от цели.

Подводя итоги перечислению основных отличий T-33A от F-94 Starfire, можно сказать, что от первого в новом самолёте осталась средняя часть фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение. Носовая часть стала «курносой» и более длинной, а диаметр оконечности хвостовой части увеличился. Общая длина планера составила 12,23 м (против 11,87 м у T-33A). Максимальная взлетная масса машины возросла с 7645 кг у T-33 до 8560 кг. Соответственно, увеличилась и нагрузка на крыло, составив 341 кг/м против 299 кг/м у Т-33.

16 апреля 1949 года лётчик-испытатель фирмы Lockheed Тони Ле Вер вырулил на взлетную попосу аэродрома Ван Ньюз в Калифорнии и совершил первый полёт на перехватчике F-94 Starfire. В воздухе самолёт вел себя прекрасно. Серийное производство было развернуто в конце 1949 года. Первый серийный F-94 Starfire был торжественно передан ВВС в январе 1950 года. 100 самолётов из 242 машин имели обозначение F-94B — вторая модификация. Работы по её созданию закончились в сентябре 1950 года. Единственной целью модификации стало увеличение дальности полёта до 2250 км за счет подвески огромных топливных баков ёмкостью по 873 литра каждый. Одновременно изменили и состав бортового оборудования, добавив в него автоматическую систему посадки ILS, в которую входил знаменитый «ноль-индикатор» фирмы Зреггу, фактически ставший предшественником навигационно-плановых приборов (НПП). Его основное назначение — облегчение навигации по радиомаякам и повышение точности вывода самолета на глиссаду. Внешне прибор напоминал современный НПП, только информация о курсе выводилась на отдельный указатель.

Усовершенствованные F-94B Starfire начали поступать в части ПВО (Air Defense Command) в 1951 году. Первой их получила 57-я эскадрилья перехватчиков, размещенная на базе в Кефлавике. Серийное производство F-94A и F-94B завершилось в январе 1952 года. По американским данным, а ходе войны в Корее, ВВС потеряли только один F-94, случайно протараненный МиГ-15. По данным советской стороны, на счету наших лётчиков 12 F-94, причем только один сбит ночью. Еще один F-94 сбили китайские лётчики. Такую большую разницу в количестве можно объяснить только тем предположением, что скрывая данные о потерях бомбардировщиков В-29, американцы были вынуждены умолчать и о сбитых истребителях сопровождения F-94 Starfire. И в завершение ещё немного статистики: за все войну F-94 Starfire выполнили 4694 боевых вылета, на счету перехватчиков 5 поршневых самолётов (1 Ла-9 и 4 По-2) и 3 реактивных МиГ-15.

Источник - dogswar.ru