Самолёты

Истребитель F-84 Thunderjet

Истребитель F-84 Thunderjet

Разные источники пишут: Изобретения | Будущее, это и многое другое. | вот оно как бывает: http://economics.mkk25.com.

Истребитель F-84 Thunderjet начал создаваться на фирме Republic Aviation в 1944 году под руководством конструктора Александра Картвели в соответствии с техническими требованиями ВВС к дальнему истребителю сопровождения. F-84 должен был прийти на смену знаменитому истребителю P-47 Thunderbolt, который хотя и находился в зените своего развития, однако в ближайшие год-два, с появлением реактивных соперников, он неизбежно устаревал. Первые проекты нового истребителя предполагали элементарную переделку конструкции P-47 Thunderbolt под турбореактивный двигатель (ТРД) с размещением силовой установки в нижней части фюзеляжа по реданной схеме. Но уже в начале более глубокой проработки такой схемы конструкторы натолкнулись на массу проблем, связанных с размещением двигателя, — для такого конструктивного решения ТРД с осевым компрессором имел слишком большую длину.

В октябре 1944 года Картвели решил прекратить бесплодные попытки переделать P-47 Thunderbolt и стал проектировать совершенно новый самолёт. При конструировании много внимания уделялось снижению аэродинамического сопротивления — основной характеристике дальнего истребителя сопровождения. В результате получился истребитель с изящным тонким фюзеляжем большого удлинения. Двигатель находился за кабиной летчика, в средней части фюзеляжа и запитывался воздухом от лобового воздухозаборника круглого сечения, канал которого проходил под полом кабины летчика. При такой компоновке весь полезный объем фюзеляжа оказался заполненным, и в нем практически не оставалось места для топливных баков. Основной запас топлива пришлось размещать в крыле, относительная толщина профиля которого достигала 12 процентов (для большинства самолетов того времени этот показатель не превышал 11 процентов).

11 ноября 1944 года руководство ВВС официапьно одобрило новый проект и заказало три опытных образца самолёта. Первый с обозначением XF-84 построили в декабре 1945 года. В конце 1946 года новому детищу фирмы присвоили название "Thunderjet". В феврале 1945 года состоялась презентация самолёта. Представители ВВС по достоинству оценили новую машину, заказав фирме 25 предсерийных образцов YP-84A и 75 серийных P-84A. Немного позднее количество серийных самолётов увеличили на 10 машин, соответственно уменьшив число предсерийных. После проведения наземных испытаний нового самолёта, опытный образец с заводским номером 45-59475 погрузили в транспортный самолет С-97 и перевезли на авиационную базу Мюрок в Калифорнии. Там в первые послевоенные годы в обстановке строгой секретности проходили испытания всех американских первых реактивных самолётов.

В последний день февраля 1946 года F-84 Thunderjet впервые поднялся в воздух. В кабине истребителя находился лётчик-испытатель майор У.Лейн. Для ускорения выпопнения программы лётных испытаний в августе 1946 года в Мюрок прибывает второй XP-84. На обеих машинах устанавливался двигатель фирмы General Electric J35-GE-7 с максимальной тягой 1700 кгс. Лётные испытания показали хорошие характеристики устойчивости и управляемости самолёта. Для проведения войсковых испытаний фирма Republic направила на авиационную базу Райт Филд 15 предсерийных самолетов YF-84A, Их отличали более мощный двигатель фирмы Allison J35-A-13 и встроенное вооружение, состоящее из шести крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов М2 — их скорострельность составляла 400 выстрелов в минуту. На крыле для подвески бомбового и ракетного вооружения были смонтированы пилоны, выступавшие на 100 мм за нижнюю поверхность крыла.

В первых полётах с подвесным вооружением выявилось, что для обеспечения продольной балансировки триммеры руля высоты приходилось устанавливать на кабрирование. Следствием этого был резкий бросок самолёта вверх после сброса бомб — в боевых условиях такое поведение самолёта могло привести к его потере. Испытания нескольких вариантов пилонов показали, что продольная балансировка становится нейтральной при уменьшении высоты пилона на 20 мм.

Истребитель F-84 Thunderjet был принят на вооружение, хотя и с некоторыми оговорками: фирму обязали увеличить максимальную дальность полёта и заменить пулемёты М2 на более скорострельные. Стремясь быстрее начать серийное производство, дальность полёта увеличили до 1370 км за счёт установки дополнительных топливных баков ёмкостью 870,5 л на концах крыла. Лётные испытания машин с такими баками были проведены формально, без тщательной проверки их влияния на устойчивость и управляемость самолёта — впоследствии это стало причиной многочисленных аварий и катастроф. Что же касается пулемётов М2, то на серийных машинах их заменили пулемётами М3 со скорострельностью 1200 выстрелов в минуту. Завершением доработок стала установка нового двигателя — J35-A-15.

Наскоро модернизированный самолёт получил обозначение F-84B и был запущен в серийное производство. Первые самолёты поступили на вооружение 14-й истребительной группы ВВС США в ноябре 1947 года. 11 июня 1948 года построенные P-84 (Pursuit-84) получили новое обозначение — F-84 (Fighter-84). Фирма планировала построить 500 самолетов F-84B, но после производства 274 самолётов ВВС потребовали еще одной модернизации машины. Причиной тому послужил целый ряд серьезных недостатков. Основным из них была тонкая обшивка фюзеляжа (в некоторых местах всего лишь 0,8 мм), которая деформировалась на больших скоростях полёта. Кроме этого, постоянно ощущался недостаток запасных частей и сложность в техническом обслуживании. У технического персонала самолёты F-84 Thunderjet первой модификации получили прозвище Mechanics Nightmare, то есть «кошмар механиков».

Следующей модификацией стал самолёт F-84C. На этих машинах опять вернулись к двигателям А-13, поскольку топливная система J35-A-15 работала неудовлетворительно. Кроме этого F-84C комплектовались новой системой электрооборудования. Первые самолеты поступили на вооружение 33-й истребительной авиационной группы в 1948 году. Всего был построен 191 самолёт. С появлением в частях F-84C «кошмар механиков» стал также и «кошмаром лётчиков». В разгар серийного производства F-84 многочисленные лётные происшествия заставили ВВС прекратить полеты всех F-84 Thunderjet.

Неприятности возникапи при маневрировании на больших скоростях. При скоростях до 800 км/ч и перегрузках до 4д F-84 вел себя прекрасно, а при превышении этих значений самолёт превращался в неуправляемый снаряд. Выяснилось, что подвесные топливные баки смещают аэродинамический фокус и закручивают крыло, увеличивая его угол атаки. При этом усилия на ручке управления самолетом падают практически до нуля, вызывая у летчика впечатление полной потери управляемости. Устранить это вредное явление было черезвычайно сложно из-за изменения массы баков в процессе полета. Специалистам фирмы пришлось увеличить толщину обшивки крыла, что увеличило его жесткость и, соответственно, уменьшило его закрутку, а также закрепить на баках небольшие треугольные крылышки, сместившие аэродинамический фокус. Эти усовершенствования пошли на пользу F-84 Thunderjet и после испытаний полеты на F-84 были разрешены.

Источник - dogswar.ru