Самолёты

Истребитель F-80 Shooting Star

Истребитель F-80 Shooting Star

История создания истребителя F-80 Shooting Star ведет свое начало с конца весны 1943 года. Именно тогда на авиабазе Райт Филд главный конструктор фирмы Lockheed Даниель Русс встретился с представителями командования ВВС США. Итогом встречи стало официальное письмо, в котором фирме предлагалось разработать реактивный истребитель под английский двигатель H.1B Goblin фирмы De Havilland. Такие двигатели планировалось производить на американской фирме Allis Chalmers — она длительное время пыталась разработать свой двигатель, однако в 1943 году оставила эти бесплодные попытки и приобрела лицензию на постройку Н.1В.

23 июня 1943 года на рассмотрение ВВС представили эскизный проект реактивного истребителя под фирменным обозначением L-140. Проект одобрили и заключили с фирмой контракт на производство трёх экспериментальных самолётов и 13 предсерийных машин. Самолёту присвоили обозначение XP-80. В контракте указывалось, что фирма должна разработать и построить первый экземпляр в 180-дневный срок. Уже к началу сентября военные планировали отправить в Великобританию первую эскадрилью из новых реактивных истребителей. На фирме Lockheed основную работу по проекту L-140 возглавил не слишком известный в конструкторских кругах Кларенс Джонсон. Под его руководством 35 конструкторов трудились по 10 часов в сутки. Деревянный макет самолёта построили через месяц. Все время, пока шла сборка первого образца истребителя, рабочие спали прямо в сборочном цеху. Наконец, через 143 дня после подписания контракта, самолёт был построен. Его назвали LULU BELLE («Прекрасная Лупу»).

14 ноября LULU разобрали и перевезли на авиабазу Мюрок, где планировалось начать лётные испытания. Однако неисправности в силовой установке не позволили совершить первый полёт ранее января 1944 г. В конце концов проблемы с двигателем были улажены, и 8 января 1944 года в 9 часов утра машина поднялась в воздух. Следующий полёт XP-80 совершил через час. Началась напряженная программа испытаний. 10 июня 1944 года к первому самолёту присоединяется второй опытный образец. Испытания шли довольно успешно. и фирма Lockheed готовилась к серийному производству. Единственным серьезным препятствием являлся двигатель. Allis Chalmers затягивала сроки поставки партии двигателей, и вся программа оказалась под угрозой срыва. Lockheed принимает решение ставить на серийные самолёты двигатели I-40 фирмы General Electric (впоследствии их производство передадут на фирму Allison и они будут известны под обозначением J-33).

Один из опытных образцов начали переделывать под новую силовую установку. Длину фюзеляжа увеличили на 510 мм, изменили форму воздухозаборников. а перед входом в него поставили отсекатель пограничного слоя. Размах крыла увеличили на 600 см. По требованию военных, в состав вооружения добавили еще один пулемёт. До этого на XP-80 стояло пять пулемётов М2 калибром 12,7 мм. Для увеличения дальности полёта на концах крыла предусмотрели подвеску дополнительных топливных баков. Новый двигатель обладал лучшими характеристиками, чем Н.1В Goblin — его максимальная тяга была на 580 кгс больше и составляла 1750 кгс. Взлетная масса машины возросла на 25 процентов и составила 5000 кг.

Первый полёт модернизированного самолета состоялся 16 февраля 1944 года. По его образцу построили заказанные тринадцать предсерийных машин YP-80A. Первая из них поднялась в воздух 13 сентября 1944 года. Испытания проходили успешно, а на фронте пилоты все чаще стали встречаться с немецкими реактивными самолётами. ВВС начали торопить фирму с серийным производством необходимого для фронта самолёта, получившего название Shooting Star. Понимая, что лучшая проверка для любого самолёта — это его участие в боевых действиях, ВВС отправили четыре YP-80 на европейский театр боевых действий. Два самолёта на борту авианосца прибыли в Великобританию и еще два — в Италию. Однако ни одному из этих истребителей не удалось встретиться с противником.

Тем временем в США развернулось серийное производство самолётов с двигателем J33-GE-9; первая машина сошла с конвейера всего через девять месяцев после сдачи предсерийного самолёта. В марте 1945 года первые серийные самолёты поступили в 412-е истрбительное крыло с авиабазы Марш в Калифорнии. Появились и первые потери. Так, 6 августа 1945 года при облете очередного серийного F-80А погиб майор Ричард Бонг.

Первой модификацией F-80 Shooting Star стал самолёт P-80A-1 с двигателем J33-GE-11, выпущенный в количестве 345 экземпляров. Далее последовал P-80A-5 (двигатель J33-A-17) - 218 машин. Всего было собрано 677 истребителей P-80A. В январе 1946 года серийный F-80A установил национальный рекорд скорости, преодолев расстояние между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом за 4 часа 13 минут 26 секунд. На базе P-80A серийно выпускался самолет-разведчик RF-80A.

Следующий вариант истребителя получил обозначение P-80B. При его создании быпи устранены некоторые пороки конструкции предыдущей модификации. В частности, P-80 на высокой скорости имел тенденцию к затягиванию в пикирование, Чтобы избавиться от этого, конструкторам пришлось для крыла P-80B подобрать другой профиль с меньшей относительной толщиной, что увеличило критическое число М. На машинах устанавливали двигатели J33-A-21 с тягой 1820 кгс. Вооружение истребителя изменилось, теперь противнику угрожали шесть более совершенных пулеметов М3. В комплекте бортового оборудования появился радиолокационный дальномер, он стал на место посадочно-рулежной фары в носовой части фюзеляжа. Конструкторы подумали и о возможном использовании P-80 с неподготовленных аэродромов, предусмотрев подвеску ракетных ускорителей, сокращающих взлетную дистанцию. Главным новшеством стало катапультируемое кресло пилота, созданное совместно с немецкими конструкторами. Фирма построила 240 экземпляров F-80B, а находящиеся в частях P-80A переделали по новому стандарту. Серийное производство P-80B началось в 1948 году.

Специапьно для арктических условий построили 31 истребитель P-80B-5-LO. Двигатели этих самолётов работали на смеси керосина с бензином (топливо JP-3), на колесах стояли специальные морозоустойчивые пневматики, а кабина была утеплена.

В 1947 году после изменения системы обозначений в ВВС США, истребитель Shooting Star получил новое обозначение — F-80 Shooting Star. Последнюю серийную модификацию F-60C начали выпускать в феврале 1948 года. На ней был установлен еще более мощный двигатель J33-A-23 с тягой 2080 кгс. Существенно возросли и боевые возможности машины. Под крылом появились два пилона для подвески бомб или неуправляемых ракет. Серийное производство самолётов прекратилось летом 1950 года. Последняя партия из 200 F-80C оснащалась двигателями J33-A-35 с тягой 2450 кгс, что позволяло истребителю достигать скорости 950 км/ч. Взлетная масса машины составляла 7000 кг Всего было построено 798 самолётов этого типа. На базе истребителя F-80C строились двухместные учебно-боевые самолеты TF-80 (или Т-33). Первый самолёт этой модификации поднялся в воздух 25 августа 1947 года.

Источник - dogswar.ru