Самолёты

Противолодочный самолёт Fairey Gannet AS.4

Противолодочный самолёт Fairey Gannet AS.4

Поисковая система компании Колеса Даром позволяет купить Грузовые шины в воронеже

Ещё в конце 1945 г. руководство «Royal Navy» (британских королевских ВМС), видя, что «Эвенджеры» не вполне отвечают задачам ПЛО, разработало спецификацию (техническое задание) GR.17/45 на разведывательный и противолодочный самолёт авианосного базирования. Спецификацию направили трём известным самолётостроительным фирмам: «Blackburn Aircraft», «Fairey» и «Short» - традиционным поставщикам авиатехники для флота. Перспективная разработка получила кодовое наименование «Type Q». Одним из главных требований спецификации было применение на новой машине турбовинтового двигателя Armstrong-Siddeley «Mamba» ASM.I. Этот двигатель мог работать не только на обычном авиакеросине, но и на тяжелом дизельном топливе для корабельных силовых установок, что считалось особенно ценным для палубного самолёта.

Проектирование и постройка прототипов шли в режиме мирного времени, то есть без спешки. Первой справилась с заданием фирма «Fairey». 19 сентября 1949 года опытный образец её самолёта впервые поднялся в воздух под управлением лётчика-испытателя кэптена Слэйда. Позднее взлетел прототип, разработанный фирмой «Blackburn», и только в 1953 году впервые оторвалась от земли машина фирмы «Short». К тому времени изделие «Fairey», получившее по британской традиции «боевое имя» «Gannet» (птица из семейства пеликанов), уже было запущено в серию. Машина «Blackburn» (кстати, внешне удивительно похожая на «Gannet») так и осталась в прототипе. Самолёт «Шорта», названный «Seamew» (Seamew - чайка), - довольно неказистый двухместный среднеплан с неубирающимся шасси и лётными данными на уровне середины тридцатых, - поначалу заинтересовал британское Адмиралтейство своей простотой, технологичностью и дешевизной. В 1956 году даже вышло распоряжение о принятии на вооружение и серийном выпуске этого «летающего анахронизма». Но в том же году заказ аннулировали.

bel-net.ru

blog

Наиболее удачно сложилась судьба Fairey Gannet. Первый прототип с серийным номером VR546 был успешно облетан над аэродромом Олдермэйстон, а 19 мая 1950 г, он впервые совершил посадку на палубе авианосца «Илластрис». Ровно через месяц начались испытания второго прототипа VR557. Затем обе машины прошли квалификационные испытания на военно-воздушном полигоне в Боскомб Дауне. Наконец, в 1952 году состоялся заключительный тур испытаний на авианосце «Игл». В ходе этих полётов в конструкцию машин вносились некоторые изменения, направленные на повышение устойчивости и управляемости. В частности, на консолях крыла появились аэродинамические гребни, а затем вместо них на стабилизаторе установили три небольших дополнительных киля треугольной формы.

Тем временем руководство «Royal Navy» внесло серьезные коррективы в спецификацию GR.17/45. Согласно первоначальной редакции проектируемый самолёт должен был иметь экипаж из двух человек - пилота и штурмана-радиста-оператора РЛС. Но позднее в Адмиралтействе решили, что нагрузка на второго члена экипажа явно чрезмерна. В результате вышло распоряжение ввести в состав команды ещё одного человека. Так Fairey Gannet стал трёхместным. Инженеры фирмы «Шорт» довольно легко и быстро сумели разместить третьего члена команды в объемном фюзеляже Fairey Gannet. Его кабину расположили над задней частью бомбоотсека и выхлопными соплами двигателей.

Третий, трехместный прототип Fairey Gannet № WE488 был готов к полетам уже в 1952 году. Он и стал образцом для серии. Руководство флота заказало 172 экземпляра самолёта Fairey Gannet AS.1. Первый из них поднялся в воздух 9 июня 1953 г. под управлением известного лётчика-испытателя, обладателя нескольких рекордов скорости Петера Твисса. А через шесть дней самолёт был впервые продемонстрирован широкой общественности на военно-воздушном параде в честь коронации королевы Англии Елизаветы II. Морские лётчики высоко оценили Fairey Gannet. Надежный и лёгкий в управлении (что немаловажно для самолёта, которому приходится патрулировать над морем по 5-6 часов), он в отличие от более ранних машин своего класса, мог не только обнаружить противника, но и весьма эффективно с ним разделаться. Вооружение, состоящее из трёх 115-килограммовых глубинных бомб или двух торпед в бомбоотсеке и от 16 до 24 НАР калибра 76 мм под крылом, представляло серьезную угрозу для тогдашних субмарин.

Серийный выпуск Fairey Gannet был развернут на заводах фирмы «Фэйри» в Хэйсе и Стокпорте. Оттуда «пеликаны» поступали в боевые эскадрильи Королевских ВМС. Первой из них в январе 1955-го новые машины получила 826-я эскадрилья, базирующаяся на авианосце «Игл». Всего же Fairey Gannet в разное время состояли на вооружении 17 британских авиаэскадрилий, действовавших с авианосцев «Игл», «Арк Ройял», «Центаур», «Альбион» и «Булварк», а также - с наземных авиабаз.

Одновременно с началом серийного выпуска встал вопрос о создании учебной модификации для подготовки пилотов Fairey Gannet. Уже в 1954 году такая модификация, получившая обозначение Fairey Gannet T.2, была создана. Внешне она почти ничем не отличалась от боевой, только во второй кабине вместо штурмана-наблюдателя сидел лётчик-инструктор, снабженный дублирующим комплектом приборов и органов управления. Обзор вперед у него был практически нулевой. Чтобы хоть как-то исправить этот недостаток, перед сдвижной частью фонаря установили перископ. В общем счете построено 38 учебных «Гэнитов», из них четыре - на экспорт.

13 апреля 1956 года, вопреки всем суевериям, успешно взлетел и благополучно приземлился Fairey Gannet AS.4 - первый представитель новой модификации «Fairey Gannet» с увеличенным запасом топлива. В том же году самолёт был запущен в серию и одновременно прекращен выпуск Fairey Gannet AS.1. До конца 50-х годов «Ройял Нэйви» получили 81 Fairey Gannet AS.4 и пять экземпляров его учебной версии, обозначенной Fairey Gannet T.5. Благодаря этим машинам английские ВМС смогли не только окончательно избавиться от безнадежно устаревших «Эвенджеров» и «Файрфлаев», но и заменить некоторые Fairey Gannet AS.1, успевшие за годы эксплуатации выработать ресурс.

Источник - dogswar.ru