Самолёты

Торпедоносец Ту-16Т

Торпедоносец Ту-16Т

C самого начала проектирования Ту-16, предполагалось его использование над морем. 12 июля 1954 г вышло распоряжение Совета Министров об оснащении самолёта минно-торпедным вооружением. Согласно ему все бомбардировщики должны были выпускаться приспособленными для подвески и применения минно-торпедного оружия. Самолёт должен был нести четыре торпеды РАТ-52 или шесть 45-52ВТ, а альтернативно — восемь авиационных мин типов АМД-500М, АПМ, ИГДМ, АГДМ-2М или «Лира». Выделили серийный бомбардировщик, выпущенный заводом №22, который требовалось доработать и выпустить на испытания в августе-сентябре 1954 г. На этом самолёте провели заводские и государственные испытания. Практически он стал опытным образцом торпедоносца, получившего в производстве обозначение «заказ 210», а в эксплуатации — Ту-16Т или «изделие НТ».

kakie-strany.ru

karton18.ru

2 февраля 1955 г вышло постановление Совета Министров, по которому на заводе №64 требовалось развернуть серийное производство торпедоносцев Ту-16Т для авиации ВМФ. Постановлением поручалось в том же году выпустить 25 торпедоносцев и ещё переоборудовать 20 обычных Ту-16 в Ту-16Т. Всего до 1957 г завод №64 выпустил 76 экземпляров Ту-16Т, а также переоборудовал под этот стандарт бомбардировщики, перегонявшиеся из частей морской авиации. На самолёты ставилось минно-торпедное вооружение, дополнительные пульты в кабине штурмана, вносились изменения в электросистему Обнаружение целей производилось с помощью радиолокационного прицела РБП-4. У серийных Ту-16Т набор оружия дополнили торпедами 45-36МАВ, минами АМД-100, АМД-2М, «Серпей» и «Десна». Как и другие модификации Ту-16, некоторые Ту-16Т оснащались различными средствами РЭП, в том числе системами «Букет».

С 1962 г часть Ту-16Т переоборудовали в противолодочные Ту-16ПЛ («заказ 649»). Они могли нести самонаводящиеся (акустические) противолодочнью торпеды АТ-1 (ПЛАТ-1). Последние сбрасывались с парашютом в районе нахождения подводной лодки с высоты 2000 м. После приводнения торпеда начинала описывать круги с радиусом 60-70 м до момента обнаружения шума от подводной лодки, далее торпеда шла на лодку со скоростью 48-52 км/ч. Другие Ту-16Т в 1960-е гг были переоборудованы в спасательные самолёты Ту-16С.

В свою очередь, самолёты Ту-16П (СПС), Ту-16 «Ёлка» и Ty-16Р принадлежавшие авиации ВМФ, переоборудовались в постановщики мин. При этом кабина оператора в грузоотсеке не снималась, и оставалась возможность, в случае необходимости, провести обратное переоборудование. Несколько машин ВВС Черноморского флота переделали таким образом в начале 1970-х гг. При этом снимались аппаратура СПС, СРС, АСО-16 и фотооборудование. В грузоотсеке устанавливались кассетные держатели КДЗ-416 и КД4-316, за исключением участка между шпангоутами, где находилась кабина оператора. Переоборудованные самолёты допускали подвеску мин АМД-500М, ИГДМ-500, УДМ-500, ИГДМ, АМД-2М, АПМ, РМ-1, УДМ-2, «Лира» и «Серпей» в количестве от четырёх до 12 штук.

Тактико-технические характеристики Ту-16Т

Экипаж, чел 7

Размах крыльев, м 32.99

Длина, м 34.80

Высота, м 10.36

Площадь крыла, м2 164.65

Масса, кг

- пустого самолета 37730

- нормальная взлетная 72000

- максимальная взлетная 79000

Топливо, кг 36000

Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М

Тяга, кгс 2 х 9500

Скорость, км/ч

- максимальная 992

- крейсерская 842

Перегоночная дальность, км 7200

Боевой радиус действия, км 3050

Практический потолок, м 15000

Вооружение: 7 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).

Бомбовая нагрузка :

Морское - 8700 кг или бомбовое - 9000 кг

2 реактивные авиационные торпеды РАТ-52, шесть высотных торпед 45-54ВТ (или низковысотных 45-56НТ), две глубинные бомбы ВБ-2Ф, 12 авиационных донных мин АМД-4-500 или четыре мины АМД-4-1000.

реактивно-всплывающие мины РМ-1 и РМ-2, универсальные донные мины УДМ, донные мины МДМ-3, МДМ-4, МДМ-5, "Серпей", якорные мины "Лира", мины типа АМД-2М, ИГД-М, "Десна", учебные мины-бомбы УПАМБ-100/80, торпеды 45-36МАВ.

Источник - dogswar.ru