Самолёты

Самолёт-разведчик Ту-16Р

Самолёт-разведчик Ту-16Р

Исследования | последние новости науки и техники | Думаем: Мода

Работы по созданию разведчика Ту-16Р на базе бомбардировщика Ту-16 начались в ОКБ А.Н.Туполева в 1953 г. С самого начала будущий самолёт задумывался как универсальная машина, способная вести фоторазведку, радиотехническую разведку и осуществлять подавление выявленных радиотехнических средств ПВО противника. Во многом успех создания разведывательной модификации зависел от способности отечественной промышленности в нужные сроки спроектировать и запустить в серийное производство необходимые средства радиотехнической разведки и подавления.

3 июля 1953 г вышло постановление Совета Министров, которое требовало от ОКБ-156 спроектировать разведчик с большим набором различной аппаратуры. В него входила новая радиолокационная бомбардировочная станция «Люстра» (РБП-6), способная работать в условиях применения радиотехнических помех. Она являлась модификацией серийной РЛС «Рубидий-ММ-2» с помехозащищённой высокочастотной головкой, антенно-фидерной системой 2-см диапазона и увеличенным углом сканирования антенны. Для противодействия РЛС противника самолёт должен был нести станции РЭП «Силикат» и «Апатит» и устройство для сброса дипольных отражателей «Автомат-2» (АСО-2Б). Радиотехническую разведку намеревались вести с помощью станции «Ромб-1» (СРС-3). Радиолокационные прицелы «Изумруд» и «Аргон» хотели снабдить блоками защиты от помех.

ugra-film.ru

vk-savelike.ru

В перспективе планировалось использовать аппаратуру, находившуюся ещё в стадии создания: бомбардировочную РЛС «Рубин», прицельные РЛС «Топаз» и «Ксенон», а также изготовленные в опытных экземплярах и проходившие испытания станцию радиотехнической разведки и помех ПР-1 и аппаратуру помех «Натрий». На разведчике намечали монтировать серийные дневные фотоаппараты АФА-33 и ночные НАФА-6, в дальнейшем предполагалось перейти на новые высотные фотокамеры АФА-40.

Проектирование разведчика Ту-16Р и аппаратуры для него шло практически параллельно. 24 июня 1953 г вышел приказ МАП, требовавший изучить возможность установки аппаратуры ПР-1 и «Натрий» на Ту-16. Проведя предварительные проработки, ОКБ-156 посчитало целесообразным размещение её не на бомбардировщике, а на разведчике Ту-16Р. Предложение было рассмотрено и принято. 23 июня 1954 г. вышло постановление Совета Министров о создании разведчика Ту-16Р с двумя модернизированными двигателями АМ-3М-200 (РД-3М) с дальностью полёта 6000-6200 км. РД-3М имел максимальную взлётную тягу 9500 кг при номинальной 7650 кг. ВВС должны были передать в июле 1954 г для переделки один серийный Ту-16 и предоставить необходимое радиотехническое и фотооборудование. Срок передачи опытного образца разведчика на государственные испытания был определён мартом 1955 г. К концу 1954 г подготовили эскизный проект Ту-16Р, получившего в ОКБ обозначение «самолёт 92». Проект утвердили 23 ноября 1954 г. «Самолёт 92» проектировался в двух вариантах: дневного разведчика Ту-16Р и ночного Ту-16РН.

Поскольку ранние образцы разведывательной и создающей радиотехнические помехи аппаратуры были неавтоматизированы, то для их обслуживания требовался специальный оператор — седьмой член экипажа. На Ту-16Р его намеревались разместить в грузоотсеке фюзеляжа в дополнительной герметизированной кабине по типу той, что стояла на ракетоносце Ту-16КС. В дополнительной кабине устанавливались катапультное кресло, часть аппаратуры ПР-1 или «Натрий» и оборудование для обеспечения нормальных условий работы оператора и блоков радиоаппаратуры. Антенны аппаратуры ПР-1 или «Натрий» устанавливались в обтекателях над и под кабиной, а также в радиопрозрачных блистерах под фюзеляжем за ней и под центропланом. Предусматривалась установка под крылом на пилонах контейнеров с аппаратурой радиотехнической разведки «Ромб-1». Над обтекателем РЛС «Аргон» в хвостовой части устанавливалась антенна системы оповещения об облучении «Сирена-2».

В качестве разведывательной аппаратуры на самолёте Ту-16Р использовалась штатная РЛС «Рубидий ММ-2», снабжённая приставкой ФАРЛ-1 для фотосъёмки радиолокационного изображения с индикатора РЛС. Для дневного разведчика предусматривался комплект из семи фотокамер. В грузоотсеке намеревались устанавливать четыре фотоаппарата АФА-33/75 или АФА-33/100 на качающейся установке АКАФУ. Вместо штатного аппарата АФА-33/75, стоявшего на Ту-16 для попутной разведки, на Ту-16Р монтировался АФА-33/20 для дневной плановой съёмки. Позади передней гермокабины устанавливался фотоаппарат АФА-33/75 для перспективной съёмки в левую сторону по полёту. Створки бомбоотсека заменялись на новые с фотолюками. Аналогичный фотолюк для АФА-33/75 сделали с левой стороны передней части фюзеляжа перед воздухозаборником.

Ночной вариант Ту-16РН отличался от дневного комплектацией. С самолёта снимались все семь дневных аппаратов АФА-33/75 и АФА-33/20 и в грузоотсеке перед кабиной спецоператора устанавливались два ночных аппарата НАФА-6/50, а перед ними — четыре кассеты для 16 осветительных бомб САБ-100/75, ФОТАБ-100-80 или ФОТАБ-250-215АМ.

В обоих вариантах было предусмотрено вместо станций ПР-1 или «Натрий» при снятой кабине оператора устанавливать аппаратуру пассивных помех «Автомат-1» (АСО-16). По системам и оборудованию Ту-16Р и Ту-16РН в основном соответствовали самолёту Ту-16. Их лётные данные также должны были отличаться не намного.

Для переделки в разведчик выделили серийный Ту-16 производства завода №1. Переоборудование этого самолёта, получившего обозначение Ту-16Р-1, производилось на заводе №22 с помощью казанского филиала ОКБ-156. Его закончили 14 февраля 1955 г Машина, переданная на заводские испытания, по комплектации разведывательного оборудования несколько отличалась от эскизного проекта. На ней имелись один аппарат АФА-33/20М для плановой съёмки, два АФА-33/75М — для перспективной, два аппарата АФА-33/100М и два АФА-33/75М — для маршрутной съёмки; вместо предполагавшейся специальной радиотехнической аппаратуры устанавливалась только помеховая станция СПС-1.

В таком виде Ту-16Р-1 начал проходить заводские испытания 30 ноября 1955 г, а к середине мая 1956 г они были закончены. Всего на этом этапе самолёт выполнил 16 полётов общей продолжительностью 26 ч 16 мин. По ходу он подвергался доработке: установили аппаратуру СРС-3 («Ромб-1») и СРС-1АГ. В связи с задержкой заводских испытаний и неготовностью некоторых элементов разведывательного комплекса сроки государственных испытаний сдвинули на 2-й квартал 1956 г Они проходили с 19 июня по 17 августа. Ту-16Р-1 был предъявлен со станцией СРС-1АГ, установкой для четырёх фотоаппаратов АФА-33М/75 и АФА-33М/100, двух НАФА-6/50 и двух АФА-33М-75. Аппаратуры «Ромб-1» первоначально не было, монтировались только кронштейны для крепления пилонов. Ее установили уже в ГК НИИ ВВС.

На госиспытаниях выполнили 27 полётов общей продолжительностью 97 ч. Ту-16Р-1 летал в ночном варианте с бомбами ФОТАБ-250-215АМ, ФОТАБ-100-80 и САБ-250-180МФ. Были проверены возможности загрузки Ту-16Р в варианте бомбардировщика при снятых из грузоотсека фотоустановках. При этом бомбовая нагрузка была следующая: 14 х ФАБ-250М-50, или 10 х ФАБ-500М-50, или 2 х ФАБ-1500М-50. Бомбометание производилось, как и на бомбардировщике, по прицелу ОПБ-11р или синхронно связанным РБП-4 и ОПБ-11р. На основании результатов испытаний приняли решение о серийном производстве Ту-16Р и принятии его на вооружение. Постановлением Совета Министров от 3 декабря 1956 г заводу №1 предписывалось в 1957 г выпустить 44 разведчика Ту-16Р с фотоаппаратами АФА-34-ЛК/100 и НАФА-МК/75.

Источник - dogswar.ru